ИНДЕКС УСПЕХА. Интервью министра экономического развития РФ Максима Решетникова

17.04.2023

– В феврале 2023 года Вы посетили с рабочей поездкой Башкортостан. Поделитесь Вашими общими впечатлениями от визита в республику?

– Главная ценность республики – ее народ, люди. Умные, открытые, дружелюбные, которые гордятся своей историей, традициями, своей землей. В этом «суперсила» региона и залог его успешного развития. Неудивительно, что Башкортостан – сильная территория с диверсифицированной экономикой. Здесь есть и ресурсы, и управленческая команда, которая умеет их использовать, подбирая нужные инструменты поддержки на федеральном и региональном уровнях. Это позволяет республике оставаться одним из лидеров в сельском хозяйстве, химической промышленности, машиностроении. Вдобавок регион обладает большим туристическим потенциалом.

– Как Вы оцениваете потенциал дальнейшего роста экономики Башкортостана, развития деловой среды?

– Задел для этого создан хороший. Регион эффективно сработал в период экономических вызовов. Поэтому на фоне улучшения показателей в аграрном секторе, промышленности, стройке безработица здесь находится на историческом минимуме, растут собственные доходы бюджета. Для бизнеса доступны разные механизмы развития, в том числе в рамках нацпроектов. Например, республика одна из первых вызвалась работать над повышением производительности труда. И на сегодня Башкирия среди лидеров по охвату бизнеса практиками бережливого производства. Особое внимание уделяется работе с МСП. За прошлый год в два раза увеличили объем льготного финансирования, выданного под гарантии и поручительства. Вышли в тройку лидеров по стране по приросту такой поддержки. Башкирия еще и лидер по индустриальным и промышленным паркам. Здесь создаются отраслевые кластеры в сфере машиностроения, авиации, развиваются производства с высокой долей добавленной стоимостью. Дополнительные возможности для бизнеса создает запуск экспериментально-правового режима для перевозки грузов с помощью беспилотников. А также та работа, которую мы с регионом проводим по донастройке преференциальных режимов.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой работе.

– В Башкирии действуют пять территорий опережающего развития. Республика эффективно работает с механизмом, делит первое место с Татарстаном по количеству резидентов по стране. Поэтому для нас было важно поощрить регион и создать больше возможностей для привлечения инвесторов. Договорились снизить порог для входа в ТОСЭР по инвестициям и рабочим местам, разрешить новые виды деятельности в рамках префрежима. Благодаря этому в республике будут реализованы проекты по переработке и сортировке мусора, производству металлоконструкций и холодильного оборудования. Рассчитываем, что появятся и другие желающие работать в регионе в рамках этого префрежима. Динамично развивается особая экономическая зона Алга. Работает с 2020 года и уже заполнена резидентами на три четверти. План по созданию рабочих мест здесь перевыполнен в три раза. А по объему инвестиций резиденты не уступают своим коллегам в других регионах, где ОЭЗ появились намного раньше. Чтобы сохранить положительную динамику, одобрили республике выделение средств на строительство инфраструктуры для ОЭЗ в рамках реструктуризации бюджетных кредитов. Это поддержка семи проектов, за счет налоговых поступлений от которых регион сможет сокращать свой долг перед федеральным бюджетом. Уже сейчас на высвободившиеся 3,4 млрд рублей строятся инженерные сети, таможенная инфраструктура и дороги. Следующим шагом станет расширение площадки ОЭЗ и вовлечение как минимум двух новых резидентов. В их числе – российско-белорусское производство оборудования для послеуборочной обработки зерна и коммунальной техники.

– Насколько, на Ваш взгляд, преференциальные режимы привлекательны для инвесторов?

– Префрежимы– это «удочки», которые федеральный центр раздает регионам, чтобы они «ловили» инвестиции. Причем практика последних лет показывает, что федеральные механизмы действуют эффективнее, когда дополняют друг друга. Поэтому качество работы любого префрежима в первую очередь зависит от региона. От умения управленческой команды развивать свою площадку за счет других инструментов, как это делает Башкирия. От этого синергетического эффекта в конечном счете выигрывает и бизнес, и управленческая команда. Второе условие – готовность федерального центра оперативно донастраивать механизм под запросы компаний. Например, за 16 лет работы механизм ОЭЗ не раз донастраивался. Поэтому пользуется спросом со стороны бизнеса и регионов – и в периоды опережающего роста, и особенно в сложные времена. Для понимания: из 50 действующих ОЭЗ 20 было создано за последние 3 года. То есть почти половина площадок открылась в период вывозов для российской экономики. И не просто открылись, а продемонстрировали свою состоятельность как эффективный инструмент территориального развития. В целом могу сказать, что в Башкирии реализуется весь перечень федеральных программ, и довольно успешно. Таким образом, республика выступает одним из флагманов экономического развития страны.